Зло победит добро (Art vs Donbass)

Конец августа принёс в Донецк культурную революцию, последствия или ущерб от которой пока не поддаются подсчётам. 26 августа в городе прошло одновременное открытие двух проектов в двух различных выставочных пространствах, первый из которых показался воплотимой мечтой на заре светлого будущего, а второй тут же все надежды уничтожил. И только время расставит все точки над “і”.

Итак, современный Донецк, первое впечатление от которого производит разрыв шаблонов: чистые улицы, новый транспорт, подготовка к 2012 полным ходом - город уверенно шагает к европейским стандартам, что для Украины кажется чем-то невероятным. В голове крутится фраза из последнего проекта Ильи Исупова: “Донецк - город миллионов роз” и тут же напрашивается, так презираемое Александром Ройтбурдом, но незаменимое в лексиконе современного обывателя - “позитивненько”. И не смотря на засилие культивируемого повсеместно жлобства, которое в Донецке, в частности, проявляется в виде обилия евроремонта и всевозможных Арена-Плаза, Центавр-Плаза и прочих Плаза, создаётся иллюзия, что в стране начались какие-то серьёзные и очень положительные сдвиги. Ведь не так уж и много нам надо для счастья в ней: сделать уборку в буквальном смысле, и уборку в сознании людей.

И вот, на этой волне светлой веры в общенациональный прогресс, открылась выставка “Цай Гоцян - 1040 м под землёй”, которая гармонично дополнила заданный городом оптимистический тон.

"Платформа культурных инициатив. Изоляция" на территории бывшего завода теплоизоляционных материалов, Донецк

Этот проект реализовался по инициативе и благодаря Платформе для культурных инициатив Изоляция, открывшейся в 2010 году. Изоляция являет собою неприбыльный негосударственный фонд, задача которого - создать мультидисциплинарный культурный центр, представляющий проекты на стыке социальной проблематики и искусства.

В качестве локации для создания Платформы была выбрана территория бывшего завода теплоизоляционных материалов. Название завода - Изоляция - решили оставить неизменным и не прогадали. Во-первых, потому что любые нецентральные районы страны со своими насущными проблемами находятся, мягко говоря, в отстранении от того, чем живёт столица. А поскольку деятельность Изоляции выходит за рамки исключительно художественной среды, именно с появлением таких платформ можно будет говорить о децентрализации культуры. Во-вторых, для самого Донецка то, что делает Изоляция - от содержания до формы - настоящий андеграунд, на который, между тем, возлагаются большие надежды как на движущую силу будущих социокультурных перемен.

Следует отметить, что выбор локации удачно совпал с общеевропейской тенденцией социального репозиционирования постиндустриального общества и поиска новых возможностей работы с материальным и нематериальным культурным наследием. Причём акцент часто делается на выведение некой межнациональной идентичности, но с сохранением самобытности. В частности, куратор следующей Европейской биеннале современного искусства Манифеста 9 Кватемок Медина выбрал в качестве локации старую угольную шахту в бельгийской провинции Лимбург.

Цай Гоцян. Памятники на Плечах. 2011г. (Фрагмент экспозиции)

Проект “Цай Гоцян - 1040 м под землёй” сделан настолько грамотно и выверенно, что попадая в его пространство, не смотря на его внешнюю социальную направленность, очень сложно в момент первого знакомства с выставкой воспринимать его в непосредственной привязке к злобе дня. Здесь происходит симультанное понимание и ощущение работ, в которых раскрывается персональная история художника и его народа, но транслированная в локальное пространство так мастерски, что украинский зритель видит, в первую очередь, историю народа своего. И только спустя некоторое время появляется некоторый диссонанс между концептуальной и методологичностью и правильностью проекта и контрастными социокультурными реалиями современного Донбасса.

Цай Гоцян. Памятники на Плечах. 2011г. (Фрагмент экспозиции)

Но сейчас речь скорее не о выставке “Цай Гоцян - 1040 м под землёй” - этому посвящён отдельный текст на страницах ART UKRAINE. Важно понимание того, какое значение имеет факт появления художественной институции, способной, во-первых, акцентуализировать локальные культурные и социальные проблемы, а во-вторых, вывести их на глобальный уровень. Появление Изоляции, вкладывающей огромные средства в развитие не только художественной, но и социальной среды, - это действительно событие, не смотря на те “но”, которые могут возникать в том или ином проекте.

Это была только одна сторона медали, в тот момент ещё ничто не предвещало беды. Обратная сторона медали не заставила себя долго ждать, поставив жирную точку на мечтах о скорой культурной революции.

Открытие “художественно-выствочного центра” “Арт-Донбасс” совпало с открытием выставки “Цай Гоцян - 1040 м под землёй”, но эта галерея расположилась не в изоляции, а в одном из самых проходных мест города - в парке культуры и отдыха, рядом с главной гордостью донетчан “Донбасс Ареной”. Появление галереи было инициировано донецким городским советом, что было бы очень хорошо, если бы ограничивалось только инициацией и финансированием, а художественной составляющей занимались специалисты в соответствующей области.

“Современные просторные залы, европейский дизайн городской галереи (общей площадью 1500 кв.м) дадут возможность посетителям насладиться искусством и приобрести понравившуюся картину” - написано в пресс-релизе Дома работников культуры.

И действительно, внутреннее убранство зала выполнено в лучших традициях евроремонта, вся “общая площадь” щедро заполнена “знаковыми работами 34 художников и скульпторов”, тут же инсталлированы плазменные мониторы, на которых в лучших традициях национальной пропаганды транслируются достижения Донбасса в области спорта и городского благополучия. Над всем этим безапелляционно доминирует классическая музыка.

Художественно-выставочный центр "Арт-Донбасс"

По уровню популяризации это напоминает PinchukArtCentre, но с одним важным иcключением: команда Пинчука реализует действительно хорошие проекты и, независимо от уровня понимания зрителя, увиденное там привитию дурного вкуса не способствует.

Плохие выставки открываются часто и повсеместно, так зачем о них писать, правда?

Цели и задачи, которые ставит перед собой "Арт-Донбасс", ориентированы на расширение кругозора жителей города и формирование представлений об искусстве, поскольку, по словам арт-директора галереи, “в Донецке с этим туго”. В результате, мы видим галерею, которая отображает представления местных депутатов о высоком: портреты Мишеля Платини и прочих героев повседневности в массивных золоченых рамах и украшенных логотипами Евро-2012. И ведь не прогадали: толпы людей, фотографирующихся рядом с работами и восклицающих: “Какая красота!”

Коллективная работа под названием "Главный монумент города дарит подарок Евро-2012"

 

Татьяна Пономаренко-Левераш. После выступления. 2005г.

Татьяна Пономаренко-Левераш. "Вышел в степь донецкую парень молодой". 2007г.

Татьяна Пономаренко-Левераш. Вратарь. 2008г.

Татьяна Пономаренко-Левераш. Один за всех и все за одного. 2000г.  

 Татьяна Пономаренко-Левераш. Мишель Платини  


Печально, но в то время, как Изоляция стала широким уверенным шагом вперёд, Арт-Донбасс - десятью расшаркивающимися шагами назад. Рай и Ад Донбасса: в первом слишком хорошо, во втором - слишком плохо.

 

Ася Баздырева